Жизнь козаков-запорожцев сводится, как правило, до отвержения козаков от семей и полное сосредоточение их моральных, умственных и физических усилий на военном деле.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяКак часто нам рассказывают украинские историки, козакам даже под страхом смерти запрещалось приводить женщин на Сеч. Однако, было ли так на самом деле. Узнаем из материалов научного труда "Женщина в культурном пространстве Запорожья" кандидата исторических наук Александра Кривошея. Передает Zhinka-online.
Не позднее 1578 года шляхтич Свентослав Оржельський (1549—1598), известный в Великопольше своей розважністю и политкорректностью, создал латинскую рукопись авторских хроник "Дела безкоролів’я по несомненной смерти Сигизмунда Августа".
Описывая життєустрій "войска Низового", он, отражая тогдашние представления о быт и повседневность низовых казаков, отметил, что живут козаки на берегах и многочисленных островах Днепровских; все пешие, строят удивительно легкие морские лодки, способные с легкостью выдерживать волны морские.
На тех лодках спускаются до Очакова, где Днепр впадает в Черное море, и даже дальше за море. Живут только благодаря добыче. Нападают на суше и на море на Татар и особенно на Турок.
"Гнездятся с женами и детьми на островах, которыми Днепр изобилует, и могут выставить до 8,000 солдат. Название их Низовци или Низовые происходит из того, что сидят на нижнем Днепре".
Было ли разрешено козаку жить с женщиной?
Современный историк источниковед Дмитрий Вирский высказал интересное предположение об этом вопросе.
Как рассказывает исследователь, рост количества запорожцев с 8 тыс. в 1570-х, за С. Оржельским, до 18 — 30 тыс. перед 1648р., "вообще-то смахивает на банальный естественный прирост, а не результат массового притока в ряды казаков".
Условия жизни на границе должны были неотвратимо влиять на характер женщины и ее мировоззренческие представления, воспитывали из нее энергичную, "напівчоловічу натуру, способную к скорби, и в самых ужасных испытаний".
Похоже на то, что стереотип "безжонного", аскетичного рыцаря – казака рассыпается в прах, едва обратимся к содержанию подавляющего большинства созданных элитой текстов.
Так, например, существует предание "О запорожце Онысько и его женщине" записан В. Стороженко на Екатеринославщине в первой половине XIX века.
"Привез Онисько молодую девушку в свой зимовник. Здесь у него была рубленая изба на две половины, всякого скота не перечесть, и батраков и батрачек. Одел Онысько свою женщину, как будто красотку. Однако не сиделось запорожцу с молодой женой. Как только он слышал что собираются в садке на татар или ногайцев, то не утерпит — бросит жену и уедет себе в кош…".
Как видим, сидеть зимовниками, заходить на Сечь, участвовать в казацких советах и походах могли, по преданию, не только неженатые, а женатые казаки-запорожцы.
Перевод "На туркене оженюся…" записан С. Науменко в Запорожской области во второй половине Хх века. также рассказывает о повседневной жизни женатого на турчанке запорожца. В былые времена нынешнее село Малиновка Гуляйпольского района называлось Туркеневкой.
В записанном Д. Яворницким на Екатеринославщине (в пределах бывших Запорожских Вольностей) переводе "Могила Настина" (в других вариантах — "Могила Насти") отражены внешний вид и отдельные сценарии повседневной жизни отважной отаманші по имени Настя.
Предание рассказывает о том, что Настя, носила саблю, шаровары, шапку.
"держала у себя ватагу казаков, а никто того не знал, что она девка…. Несколько лет правила она за козака. А как умерла, то тогда только и узнали, что она девушка".
Как видим, образ женщины-воительницы включает в себя, в этом случае, достаточно распространенное на украинских землях в XVI — первой половине XVII века. традицию переодевания в мужскую одежду, подрисовывания усов, бритье головы и т. д.. Информацию об этом подают не только устные источники, но и ряд письменных.
На Запорожье были и "местные девушки", и "местные" обычаи бракосочетания, и "местное" брачное право, а следовательно, есть основания говорить и о "местных", рожденных в пределах Запорожских Вольностей, детей.
Информацию об участии украинских женщин в разного рода военных соревнованиях представляет не только значительное количество исторических источников, но и разнообразные письменные источники. Среди устных исторических источников, записанных за пределами Нижнего Приднепровья, особенно выделяется исторический предание о воинственных женщин из города-крепости Буши.
Когда большая часть мужчин защитников крепости погибла, женщины и девушки продолжали оказывать сопротивление частям войска польского, пока жена бушанского сотника Звисного Елена не подожгла пороховой погреб.
Источники свидетельствуют о том, что в казачьих лагерях часто находилась значительное количество женщин, которые сопровождали отряды в походах.
Это, как правило, были, "белоголовые" — жены козацкой старшины и зажиточных казаков, "девушки-пленницы", кухарки, гадалки-ворожеи", окружены группами помощниц, которые, при необходимости, выполняли разнообразные функции — от сестер милосердия до зв’язкових и шпионок.
Военная активность женщин согласно исторических документов предстает скорее как нормативный элемент повседневной жизни степной сообщества, а не как аномалии, об’объекта высмеивание женской инициативы или пренебрежения.
Таким образом, есть основания подчеркнуть, что воинственная козацкая община связана с активным участием женщин в боевых действиях казачьих подразделений, защитой степных поселений от нападавших, освобождением из неволи пленников и тому подобное.
Напомним, как одевались украинские красавицы к праздникам.
Как сообщал портал "Знай.ua", 30 лет назад в Черкассах талантливый житель города Владимир Брикля сделал невероятные снимки украинцев в вышиванках.
Также "Знай.ua" писал, как Киев праздновал Новый год 1 сентября.