Мы расскажем об удивительном транспорте на котором с удовольствием катались украинцы – экспресс Люксторпеда, которая ходила на Галичине в 1930-х.

До нас не дошло ни одного образца люксторпеди, однако есть фотографии с ее изображением, которые удивляют и сегодня.

Статья "Хюндай" 80-летней давности, которая была опубликована в "Леополисе", приложении к газете "Высокий Замок" 9 августа 2012 года

Lux-torpeda была так называемой "автомотрисой" - вагоном со встроенным двигателем внутреннего сгорания. На нынешней "Укрзализныце" такой транспорт называется рельсовым автобусом. Сама "торпеда" тоже выглядела как гибрид автобуса и лимузина.

Популярные статьи сейчас
Жизнь станет слаще без сахара: в Украине супермаркеты обновили цены на соль, майонез и кетчуп Подорожание почти на 40%: украинцев ожидает "сюрприз" в платежках Украинские пенсионеры получат по 500 гривен "бонуса": кто в списке "летних" счастливчиков Германия вводит строгие ограничения: как это повлияет на украинцев
Показать еще

Средняя скорость люксторпеди достигала 100-105 км/час., а на прямых участках она могла разгоняться аж до 120 км/ч! Таким образом, ­выезжая в 5.55 из Коломыи, уже в 8.00 люксторпеда прибува­ла к Львову – 195 км преодолевала за 2 часа. 5 мин. Сейчас поезд "Киев-Черновцы" преодолевает ее за 4,5 часов.

Существуют упоминания о том, что ранее в Тернополе и Львове также, если хотели описать что-то чрезвычайное и замечательное, говорили "люксторпеда".

Так, когда по всему миру еще дымили паровозы, немцы и австрийцы уже переходили на реечные авто­бусы с двигателями внутренне­го сгорания. Инженеры вновь созданного в 1926 году РКР (Польская государственная железная­эта) пришли к выводу, что такие поезда значительно дешевле в эксплуатации и способны рас­вивати немалую скорость. В 1933 году в Австрии купили одну "автомотрису".

О­ние прошли удачно, но государство поступило очень рас­судительно – вместо того, чтобы ку­пить еще несколько, приобрела права на производство. После этого фабрика Fablok в Хшанове (Западная Галиция) взялась за работу и изготовила пять люксторпед и значительное количество других автомотрис с хорошими техническими показателями.

Все шесть люксторпед базировались в Кракове и Львове. С галицкой столицы они обслуживали пять маршрутов – до Борислава, Коломыи, Тернополя, а также на курорты – в горные столице лем­ков и гуралей – Колодец и За­копане. Еще один рейс объединил Тернополь, Чортков и Запищики.

Прибывая на станцию, люксторпеда привлекала всеобщее внимание своим сверхсовременным аэродинамическим дизайном и отсутствием столба дыма - некий автобус-лимузин длиной 22 метра В каждой автомотрисы было 48-52 места, все первого класса. На фоне катастрофического состояния автомобильных дорог в межвоенной Польше "люкс-торпеда" была эталоном скорости, комфорта и шика. Правда, и стоило удовольствие недешево - около 40 злотых при тогдашней средней зарплате 200-250.

К сожалению, Вторая мировая война приостановила славную историю люксторпед. Четыре из них разбомбили в депо. Две уцелели во времена нацистской оккупации - с табличками "Только для немцев" их использовали как специальный транспорт - Зопбеггиде для аппаратчиков Дистрйкту Галиция. В 1945 году Красная армия передала их Польши в уничтоженном состоянии. В 1954 году оба вагона распилили на металлолом. Так завершилась славная история люксторпед.

Напомним, каким был первый внедорожник Porsche.

Как сообщал портал "Знай.uа", в Польше впервые стали использовать нефть для освещения улиц. Нефть поступала из района Карпат.

Также "Знай.uа" писал о 10 самых странных изобретений из прошлого.