Сегодня мостом Патона в Киеве ежедневно проезжает около 100 000 автомобилей. И трудно даже представить, справился бы Киев с его огромными транспортными потоками без этой переправы. Но мост Патона настоящий труженик и это качество он перенял у своего разработчика.

4 марта исполнилось 149 лет со дня рождения профессора, стал автором и руководителем проектов более 100 сварных мостов.


Евгений Патон родился 4 марта в 1870 году в Ницце (Франция) в семье российского консула. Мама будущего профессора, полностью посвятила себя детям, которых, кстати, было семеро: пять сыновей и две дочери. Отец Евгения был суровым человеком, воспитывал детей в строгой дисциплине. Больше всего ему не нравилась лень. Как вспоминал позже Евгений Патон, девочкам еще давались поблажки, но к мальчикам отец относился со всей строгостью.

Окончив гимназию, Евгений Патон сначала учился в Дрездене на инженерном отделении политехнического института, известного своей градостроительной научной школой. Позже учился в Санк-Перербурзи у института путей сообщения, куда поступил видпазу на пятом курс.

Имея два диплома, Патон взялся проектировать мосты и металлические перекрытия в техническом отделе службы путей Николаевской железной дороги, совмещая работу с преподавательской деятельностью.



В Киев Евгений Патон впервые попал, когда проходил военную службу. А в начале ХХ века его пригласили преподавать мостостроения в Киевском политехническом институте. В 1904 году Евгений Патон из Москвы переезжает в Киев, который стал для него родным на всю жизнь.

В украинской столице застали Патона революция и гражданская война. В те бурные времена власть в Киеве постоянно менялась, дворян расстреливали, люди бежали из города. Патона также советовали бежать, ведь он недавно женился, имел двух маленьких детей. Однако Евгений Патон решил остаться в Киеве.

Настоящий фанатик мостостроения, он всегда так глубоко погружался в дело, что казалось, вообще не замечал, что происходит вокруг.

Под руководством Евгения Патона только в Киеве построено около 30 мостов. Однажды он загорелся идеей - построить через Днепр цельносварной мост, у которого все швы были бы сделаны с помощью автоматической сварки. Это была революционная идея. Такого раньше не делали нигде в мире.



В 30-е годы при Академии наук по инициативе Патона появилась лаборатория сварки. В 1939 году Патон первым в мире автоматизировал сварки под флюсом. Когда об этом узнало советское руководство, издало приказ немедленно внедрить этот метод сварки на 20-ти крупнейших заводах.



Шел 1941 год. Прежде, чем Киев оккупировали гитлеровские войска, институт Патона эвакуировали в Нижний Тагил. Мечтаю о возведении моста абсолютно новой конструкции пришлось отложить. В годы войны Евгений Патон присоединился к разработке танка Т-34. Новую боевую машину создали в короткий срок. В течение 2-х лет войны на разных заводах было изготовлено более 100 000 Т-34.

Именно институт Патона разработал автоматическую сварку броневых сталей. Скорость такого сварки была выше, чем в ручной в 11 раз. Этот метод начали использовать 52 заводы, которые выпускали танки.

Популярные статьи сейчас
ПриватБанк предупредил украинцев о важном обновлении: что изменилось Отдавать по 10% от пенсии не придется: "Киевстар" порадовал стариков бюджетным тарифом Днепровская девушка-хатико вернулась, но теперь она нападает на людей Школы теперь ждут массовые проверки: родители добились своего
Показать еще

После войны Евгений Патон вернулся в Киев и продолжил воплощать в жизнь идею возведения моста совершенно новой конструкции. Этот мост был рассчитан на 10 000 автомобилей в день, что для того времени было просто невероятным. Сегодня же мостом проезжает ровно в 10 раз больше машин.
В его открытия Патон не дожил три месяца. А мост успешно работает по сей день.

Уже после смерти мост, названный в честь Евгения Патона, ученые мирового уровня признали выдающимся инженерным сооружением ХХ века.

Личная жизнь

По данным некоторых исследователей, Евгений Патон был женат дважды. Так, сообщается, что во время службы в армии он тайно обвенчался в городе Нежине (Черниговская область) с 41-летней вдовой офицера Евгенией Киселевский. Патона тогда было 23 года.

О том, что сблизило пару, и каким было их семейную жизнь, данных нет. Однако известно, что расстались они накануне Первой мировой войны, когда Патона исполнилось 43 года. После развода он подал в отставку, уехал в Крым, а затем - в Ниццу.

В Киеве Патон встретил выпускницу Фундуклеевская училища Наталья Будде. Ей тогда было чуть за тридцать. Вскоре поженились и прожили вместе 37 счастливых лет. В 1917 году у них родился сын Владимир, а на следующий год - Борис, сейчас является президентом Национальной академии наук Украины.



Умер Евгений Оскарович Патон в 1953 году. Похоронили его на Байковом кладбище.