На суше все привыкли, что скорость можно определить с помощью километров или миль. Но измерение скорости кораблей – это уже отдельная и очень интересная история. Счет ведется в каких-то загадочных узлах. Для того, чтобы понять, что такое узел, следует обратиться к морской истории.

Мы расскажем, как появилось такая мера скорости и чему она соответствует в наше время.

На заре мореходства не существовало никаких специальных приборов для определения местоположения судна в море. Изначально водный транспорт двигался исключительно вдоль береговой линии.

Время шло, моряки научились определять свое местоположение на большой воде, а именно долготу и широту. Впрочем, поначалу и в этой системе все было непросто и не идеально.

Популярные статьи сейчас
"Продам место в очереди": мужчины штурмуют ТЦК, военкомы не справляются Украинцы наконец-то увидели Poch Tavria XL, которую собирали для Франции: даже в журналах таких нет Украинские пенсионеры получат доплаты за стаж: у кого возрастут выплаты уже этим летом Тарифный "сюрприз" для жителей многоэтажек: майские платежки заберут еще больше денег
Показать еще

Отметим, широта – это расстояние к северу или югу от экватора планеты, а долгота – это расстояние к востоку или западу от нулевого меридиана.

Долготу всегда можно было определить по полярной звезде, а вот с широтой все было не так просто. В давние времена морякам приходилось отсчитывать ее от того места, откуда они отправились в путь.

Тогда же появился специальный прибор – корабельный лаг. Его использовали для определения скорости судна.

Самые первые лаги выглядели, как бревно с веревкой. Лаг выбрасывался за борт, а на веревке завязывались узлы через равные промежутки времени. Так и вычислялась скорость судна.

Именно так и появилась морская традиция обозначать скорость в узлах. Естественно, в те времена морской узел не был стандартизированной величиной.

Матрос определял длину линя, который уходит за борт, скажем, за полминуты. Делалось это путем подсчета узлов, завязанных на лине с равными интервалами.

Причем интервалы подбирали на берегу так, чтобы число сосчитанных узлов показывало скорость судна в морских милях в час. При навигации она была особенно удобна потому, что одна миля соответствует одной минуте дуги вдоль меридиана.

Стандарт появился, когда стали появляться более совершенные измерительные приборы. Название осталось, несмотря на то, что узел, по сути, приравняли к одной морской миле в час.

Однако, стоит помнить о том, что морская миля немного больше сухопутной. Ее протяженность составляет 1852 метра.
Сама же морская миля соответствует одной угловой минуте (1/60 от углового градуса) меридиана на экваторе.

В современном мире прибор для измерения скорости корабля все еще именуется лагом. Однако, он уже совсем не похож на деревяшку с веревкой, как сотни лет назад.

Сегодня данный аппарат выглядит как вертушка. Она погружена в воду и определяет фактическую скорость движения, а данные передаются на стрелочный или цифровой индикатор.

Напомним, что приходилось глотать морякам, пока не изобрели одну из величайших достижений человеческой мысли.

Как сообщал портал "Знай.ua", моряки во все времена любили рассказывать истории о морских монстрах. Отдельная роль в байках отводится гигантским щупальцам, хватающим корабли из темных глубин и утягивающих их на дно.

Также "Знай.ua" писал, 105 лет назад в небо поднялось первое в мире пассажирское судно. И этот юбилей прежде всего касается нас, ведь сконструировал самолет и поднял в небо украинец Игорь Сикорский.