13 ноября (27-по старому стилю) 1854 года британский парусно-винтовой фрегат "Принц", который вошел в историю как "Черный принц", и десять других кораблей англо-французской эскадры погибли во время шторма у Балаклавы в Крыму. Число жертв превысило 500 человек.

Это была самая ужасная морская катастрофа XIX века на Черном море. Шторм начался неожиданно и застал врасплох экипажи сотен торговых и военных судов. До наших дней об этом шторме сохранились легенды и предания, которые моряки передают из поколения в поколение. Самым удивительным из них стала история о сокровищах "Черного принца", которая до сих пор волнует воображение людей и не дает покоя многим.

Эта история началась в самый разгар войны Российской империи против Турции на защиту, которой, а также своих торговых интересов стали Англия и Франция. Английским и французским кораблям приходилось вести военные действия далеко от своих баз. Для дополнительной мотивации матросам и офицерам выплачивали жалованье на порядок выше, чем в мирное время, а в английской армии при этом платили золотом.

Того далекого ноября британское адмиралтейство отправляет в Крым конвой судов с боеприпасами, амуницией и продуктами. Корабли пришвартовались у берегов Балаклавы. В конвое был и фрегат "Принц" – именно таким было название этого судна с момента, когда его спустили на воду на реке Темзе в Блекуолле в 1853 году. Название "Черный принц" появилась уже после катастрофы благодаря журналистам.

Популярные статьи сейчас
"Нафтогаз" предупредил всех: нужно успеть до 25 апреля Два тарифа на воду: новые цены установили для жителей многоэтажек и частного сектора В Украине готовится революция в жилищной сфере Как в других странах привыкли подтирать попу и почему на нас смотрят, как на дураков: всё дело в культуре
Показать еще

До середины XIX века это был новейший тип английского парусно-винтового фрегата. Он мог идти как под парусами, так и на паровом двигателе. Основным его назначением было транспортировки грузов, медикаментов, зимней одежды, инженерного оборудования. Но в этот раз кроме обычного груза на его борту находилась еще и жалованье всей английской армии, воевавшей тогда против России в Крыму.

27 ноября (13 ноября по новому стилю) 1854 года над Крымом разразилась сильная буря. Скорость ветра достигала 37 метров в секунду. Командующий союзным флотом приказал всем кораблям сняться с якорей и выйти в море.

Однако это не помогло. Судна, потеряли якорь, начало сносить на скалы. Подброшенные волнами на десятиметровую высоту корабли разбивались о каменные выступы.


Меньше чем за один час на рейде Балаклавской бухты англичане, турки и французы потеряли одиннадцать кораблей. Это была самая ужасная катастрофа союзнических войск за всю Крымскую кампанию.

"Черный Принц" после столкновения со скалами раскололся и затонул в течение 10 минут.

Мичман и семеро матросов бросились в бушующее море и чудом остаются живыми. Только им с 150 человек, что были на "Принце" удалось спастись.

После гибели "Принца" молниеносно распространяются слухи, что на его борту находилось золото.

По некоторым подсчетам его стоимость равнялась сумме около 500 тысяч фунтов стерлингов. Кроме того это судно по одним данным привезло несколько миллионов фунтов стерлингов, по другим несколько десятков миллионов. Предполагалось, что огромное количество слитков и монет в бочках находилось в отдельных помещениях фрегата.

Народ бросился на поиски. В мире известно о 15 крупных иностранных экспедиций, но они были безрезультатными. Поисками сокровищ "Черного принца" занимались искатели США, Норвегии, Франции, Германии и Испании. Все кроме англичан. Это и удивляет, ведь это британский корабль. И англичане могут хранить секреты.

Мало помалу все затихло. Понемногу правительство царской России стало отказывать и своим и иностранным золотодобытчикам, формально ссылаясь на то, что работы близ бухты ограничивают деятельность Черноморской эскадры в районе Севастополя. Вскоре Первая мировая война прекратила ажиотаж вокруг "Черного принца". Однако, не надолго.

1922 год. В начале июня ныряльщик из Балаклавы находит на дне у входа в бухту несколько золотых монет. О эту новость из крымских газет узнает Владимир Языков (инженер, искатель сокровищ), который на то время уже исследовал большое количество материалов по истории кораблекрушений. Один из таких об’объектов, который заинтересовал его, был как раз "Черный принц". Многим ведомствам Языков предлагал поднять это судно, но Российская империя тогда была ослаблена русско-турецкой войной, и Столыпин запретил работы в этой области.

В январе 1923 Языков записывается на прием к заместителю председателя Реввоенсовета СССР Склянського и до военно-морского комиссара В’вячеслава Зофа. Инженер рассказывает им о гибели корабля под Балаклавой с названием "Принц", трюмы которого набиты золотом. По данным Языкова корабль должен лежать на дне перед самым входом в бухту. Чиновники считают рассказ инженера буйной фантазией.

Тогда Языков отправляется на прием к Дзержинскому, который в то время возглавлял не только Чрезвычайную комиссию, но и ряд ведомств, зв’связанных с народным хозяйством.

Дзержинский немедленно принял решение и отдал распоряжение создать специальную экспедицию подводных работ особого назначения, которая в дальнейшем получила название ЭПРОН. Группа была отправлена в Крым.

Что же было необычного в папке Языкова, что заставило Дзержинского отнестись к ее содержимого более чем серьезно? Возможно это какие-то оригинальные документы и хронология событий, с учетом которых и была построена аргументация Языкова. Как не странно, и идея инженера Языкова найти затонувший английский фрегат и поднять золото показалась чекистам очень интересной.

Поиски "Черного принца" начались 9 сентября 1923 года. На рейде Балаклавы работали военные тральщики, также были привлечены баржа "Біліндер" с лебедкой и буксирный катер. Дно было обследовано металлоискателями. С помощью гидроплана и аэростата проводилась детальная фотосъемка грунта.

Товарищ Языкова - инженер Даниленко, создал уникальный глубоководный аппарат. Он был обеспечен манипуляторного прожектором, телефоном и аварийной системой подъема. Подводный аппарат позволял прощупать весь внешний рейд Балаклавский бухты. В те годы все технологические возможности подводных поисков были у японцев, но те погружались на глубину только до 80 метров. Устройство Даниленко сильно увеличивал шансы советских водолазов. При первом же погружении они достигли глубины 95 м, а затем и 123 метра. Сами не зная, советские подводники установили тогда мировой рекорд погружения.


Участникам исследования казалось, что найти "Черный принц" будет не трудно, ведь он был единственным железным судном погибшим в том урагане. Однако поиски продолжались больше года. После смерти Дзержинского исследования продолжались полтора года.

Известно, что только в 1926 году удалось достать из глубин часть обшивки корабля, на котором была надпись «... ck Prince». сьогодні багато дослідників припускають, що оголошена знахідка була містифікацією, оскільки справжня назва корабля – "Prince", а епітет «Black» був вигаданий газетярами через чорний колір корабля. ">Только сегодня многие исследователи предполагают, что объявленная находка была мистификацией, поскольку настоящее название корабля - "Prince", а эпитет «Black» был придуман газетчиками через черный цвет корабля.

Но ЭПРОН, все же "не зря ел свой хлеб" - со дна бухты были подняты сокровища, которые находились на других затонувших британских кораблях, но золота с "Черного принца" не нашли.

Над сотрудниками ЭПРОН нависла реальная угроза уничтожения, поскольку ОГПУ считало, что за пять лет поиска были безвозвратно потрачены народные деньги.

Но помощь пришла неожиданно. В 1928 году японская фирма «Shinkai Kogioesio Limited» изъявила желание искать "Черный принц". За огромные деньги (70000 руб.) Японская фирма купила лицензию на поиски британского судна. Эта оплата с лихвой покрыла пятилетние расходы ЭПРОН.

Японские кладоискатели владели лучшим в те времена оборудованием и технологиями суднопидйому. Советским специалистам было очень интересно наблюдать за работой судоподъемного и водолазной техники.

Через несколько месяцев после начала работ, японская компания находит металлический корабль, а рядом с ним английский золотой соверен чеканки 1821 года. Считалось, что именно такие деньги были на борту "Черного принца". Вдохновленные успехом, японские специалисты удвоили свои усилия, но удалось найти только еще семь монет. Так что, японский подводный экспедицию по поиску легендарного британского корабля можно считать неудачной.


В то же время, вполне вероятно, что до 1927 года ЭПРОН и ОГПУ уже имели настоящее местонахождение "Принца" и, скорее всего, подводная разведка подтвердила наличие там золота. Но поднять его по техническим причинам не могли, не было необходимого оборудования. Возможно, что японцам чекисты подсунули обломки другого парохода, а когда уникальная техника для водолазных работ осталась в Балаклаве, ЭПРОН воспользовался ею по прямому назначению и в обстановке строжайшей секретности подняли золото.

Что же стало с людьми, искали золото для диктатуры пролетариата?
Владимир Языков, Лев Захаров-Мейер, Евгений Даниленко были сначала награждены, а затем устранены как ненужные и опасные свидетели. В октябре 41-года из московской квартиры Льва Мейера таинственным образом исчез последний довод - рукопись книги "Темно-голубая бездна", в которой, если верить очевидцам, автор подробно описал всю историю епропивських будней.

Также интересно, что Англия чем-то даже не делала попыток получить лицензию на право работ для извлечения погибшего корабля флота его величества. Есть предположение, что бочки с золотом были перегружены в Истамбульскому порта на какой-то другой корабль, и после этого "Принц" ушел в Балаклаву.

Какие же выводы этой истории: рукописи нет, живых свидетелей нет, архивных документов нету. Тайну "Принца" и его несметных сокровищ, скрытых в трюмах, можно считать неразгаданной.

Видимо, поэтому в любой сезон в прибрежных водах, если смотреть на море с горы Кастрон, можно насчитать с десяток лодок и катеров, из которых ныряют водолазы и погружаются в темно-синюю глубину.