5 февраля 1585 во Львове было основано Успенское Ставропигиальное братство. Основанное при Успенской церкви Братство выступало форпостом украинства на территории Галичины.
В течение XVI века Успенское Ставропигиальное братство приобрело такое огромное значение, что в 1593 году Константинопольский патриарх Иеремия II Транос предоставил ему право Ставропигии, то есть права самостоятельной деятельности, и вывел его из-под власти местных епископов.
Ставропигийское братство было важной институцией, что признавалось Константинопольским патриаршим престолом, польской короной, а со времени унии (с 1709 г.) и Римским апостольским престолом.
Свою деятельность братство направило на надзор за моральной стороной жизни своих членов и всего духовенства, помощь другими церковными братствами, благотворительность, книгопечатание, развитие школ в городе. Кроме того, на братьев была возложена функция примирения горожан во время споров, возникавших во Львове, а также как депозиты они принимали на хранение от горожан их драгоценности. Именно Успенское Ставропигиальное братство организовало на территории Галичины сопротивление введению Брестской церковной унии 1596 Кроме того, оно выступало против социально-политических и культурно-национальных притеснений украинского народа со стороны Польши. Именно поэтому братство активно поддержало освободительную войну 1648-1654 гг. Благодаря братчикам в 1629 во Львове была построена Успенская церковь, появилась братская школа, типография и библиотека.
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
Подписаться
С конца XVI века Братство берет на себя функцию юридической охраны прав украинского народа в Польском государстве, прежде всего за уравнение прав украинских и польских мещан, освобождение украинского населения от контрибуций и тому подобное. Братство отвоевало себе два постоянных места во Львовском магистрате, и его представители защищали украинское население во Львове.
Михаил Грушевский высоко оценивал Львовское братство, отмечая, что оно стало "контрольным органом церкви и общества, трибуналом - на первый взгляд - по делам религии и нравственности только, но в основе своей трибуналом национальным вообще, своего рода" украинским правительством ".
Такая активная гражданская позиция Братства привлекала внимание и высокое доверие многих выдающихся деятелей, которые считали за честь быть членами Братства, таких, как: киевский воевода Адам Кисель, гетман Украины Иван Выговский, князь А.Вишневецкий, сыновья и дочери молдавского господаря Иеремии Могилы , судья Григор Лесницкий, митрополиты Иов Борецкий и Петр Могила, зажиточные мещане украинского, грецкого и греческого происхождения, а также представители различных сословных слоев не только со Львова, но и из окрестностей.
После вхождения Галичины в состав Австрийской монархии Ставропигийское братство под давлением властей прекратило свое существование, и в 1793 году на его месте на основе правопреемника было создано Ставропигийский Институт, который действовал до 1939 года.
В течение 1793-1848 гг. его деятельность была весьма ограниченной и строго регламентированной: уход за делами церкви, бурсы и типографии. Бывшая школа, которая была известна в Украине и во всей Европе как такая, которая строилась на европейской академической программе и была, по выражению митрополита Илариона Огиенко, "неофициальной академией", была лишенной всех возможностей светского образования и школы, ее было ограничено правом бурсы, что дословно означало денежную помощь для бедных учеников.
Ставропигийский Институт занимает активную национальную позицию, собирая вокруг себя лучший духовно-интеллектуальный потенциал украинской нации: во время революции 1848 года создал Главную Руськую Раду - политическое революционное объединение украинцев, а также литературно-научную организацию "Галицко-Руськая Матица".
В 60-е годы XIX века. четко определилась структура Ставропигийского Института: высшим органом Института были собрания, которые созывались раз в год, где избирался руководящий состав - Совет Старейшин Института. На собрании избирались управители бурсы, типографии, книжного магазина, киоска, архива, музея, библиотеки.
С 1863 по 1998 гг. Ставропигийский Институт издавал ежегодники "Временник Ставропигийского Института", Институт все больше переходит к культурно-Просветительской светской деятельности.
Важно отметить, что определенные субсидии ежегодно выделял Институту Галицкий сейм из государственного фонда для осуществления целого ряда программ (издание учебников, археологические исследования, осуществление научно-исторической деятельности, подготовке монографических исследований, и тому подобное).
Институт был сильной в материальном отношении организацией, он имел целый квартал в центральной части Львова вокруг Успенской церкви, обладал значительным капиталом. Особое внимание привлекает основное помещения Института, (по нынешнему адресу Федорова, 9-11), где до сих пор сохранились известные атрибуты этой организации: дом, типография.
Здесь выполнялись все виды полиграфических услуг с замечательным переплетным оформлением. В частности в фондах Львовского музея истории религии сохраняются много церковных книг этого периода, выполнены высокой печатью с цветными иллюстрациями, великолепной оправой, тисненые золотом.
Кроме того, начиная с 60-х годов прошлого века Институт печатал много научной литературы - археологии, лингвистики, искусствоведения, авторами которых были члены Ставропигийского Института. Эти произведения были направлены на противовес польской и австрийской официальной науке, которая не признавала полноценности украинской истории и культуры.
Как сообщал портал Знай.иа,Захер-Мазох был не только отцом мазохизма, он сделал весомый вклад в литературу.
Также Знай.иа писал, о мрачных замках Средневековья, хранящих жуткие тайны.