217 лет назад, 24 декабря 1801 года, английский изобретатель Ричард Тревитик совершил поездку на своем паровом дилижансе - первом наземном транспортном средстве в истории, который двигался "сам".

В то время уже существовали паровые двигатели, создателем которых был шотландский изобретатель-механик Джеймс Ватт. Однако, они работали на паре очень низкого давления, а потому были громоздкими. Тревитик смело увеличил давление пара в четыре-пять раз и создал двигатель значительно меньших размеров при той же мощности. Такая машина уже вполне годилась для установки на паровозах.

Но предложение Тревитика применять пар повышенного давления нарвалось на огромный шум и протесты: ведь это так опасно! И, пожалуй, громче всех возмущался Ватт. Он писал: "Только убийца, который ни во что не ставит человеческую жизнь, может настаивать на применении пара в 7-8 атмосфер".

Ричард Тревитик ответил на это тем, что в 1801 году построил первый автомобиль с паровым двигателем и вывел его на улицу Кемборна, города, где он жил.

Ричард Тревитик
Ричард Тревитик

Популярные статьи сейчас
Украинцам будут платить ежемесячную помощь на медицинские услуги: как подать заявку, не выходя из дома Отопления нет, а квитанции есть: законны ли платежки за тепло летом За такое летом еще не платили: сюрпризы в платежках все более необычны Коммунальщики нашли управу на хитрецов, которые не платят годами: лишают самого важного
Показать еще

Восьмиместный омнибус Тревитика был чем-то похож на карету, имел огромные задние колеса диаметром 8 фут (2438 мм) между которыми располагался паровой двигатель с одним горизонтальным цилиндром и котлом высокого давления. Уголь для нагрева котла подбрасывал кочегар, который стоял на запятках машины.

Посмотреть на удивительную карету собралась огромная толпа. Пыхтя и громыхая, "дракон Тревитика ", как окрестили эту машину, медленно двигался вперед.

К сожалению, изображение первой саморушнох машины Тревитика не сохранилось. Однако со второй машиной историкам повезло больше, поскольку остались ее чертежи, позволившие в наши дни построить работоспособную реплику на радость всем поклонникам стим-панка.

К слову, год, когда Тревитик явил миру свое самоходное детище не случаен. Патентное право Великобритании до 1800 года не позволяло никому строить самодвижущиеся экипажи с паровой силовой установкой, поскольку патентом владел Джеймс Ватт, который запатентовал паровую повозку в 1768 году, но при этом не стал ее строить, опасаясь высокого давления пара.

Учитывая полную неясность коммерческих перспектив самоходных паровых экипажей перекупать права у Ватта никто не стал. Но когда срок действия патента Уатта истек, Тревитик оказался первым, кто не только построил работоспособную машину, но и перехватил патентную эстафету.

Уже в июле 1803 году Тревитик выводит свою машину на регулярный маршрут из Лондона, с Грейз-инн лейн, в Пэддингтоне и обратно, через Лордс крикет Грауд и Айлингтон. Запаса угля и воды хватало на 15 км хода, причем машина могла разогнаться до 13 км / ч - гораздо быстрее любого конного омнибуса. Обслуживали машину двое - водитель и кочегар, по-французски chauffeur. Сегодня же шофером называют водителя. Тогда же, на что в начале XIX века, это прозвучало бы обидно, ведь у водителя была чистая и ответственная работа, за которую больше платили. А "шофером" был обычный кочегар.

В 1829 году паровики стали самым быстрым транспортом для пассажиров - скорость вместительных омнибусов достигала 24 км / ч. В 1834 году паровой омнибус Мачероні и Сквайра показал рекордную для тех лет надежность - 2740 км без какого-либо ремонта.

Серьезным препятствием развития паромобиля стали лошади, которые пугались увидев грохочущий экипаж, который извергает пары. Напуганные такой машинерією лошади становились неуправляемыми.

На паровики ополчились и конные компании, и владельцы дорог (не каждая мостовая выдерживала паровой экипаж с тяжелым котлом).

В результате в 1865 году был принят так называемый Закон о красный флаг, согласно которому перед каждым самоходным экипажем не ближе 55 метров должен был идти человек, предупреждала о возможной опасности.

Однако, паромобілі, которые потерпели многочисленных усовершенствований, применялись вплоть до 1910-х годов, они создавали серьезную конкуренцию автомобилям с двигателями внутреннего сгорания.

Напомним, ранее мы писали о том, кто и когда создал первый автомобиль.

Как сообщал портал Знай.ua пенсионер из Великобритании потратил 24 тысячи фунтов стерлингов на создание собственного парового двигателя

Также Знай.ua писал кто и когда создал первую двухколесную технику