Черная смерть охватила Европу в середине XIV века и продолжалась аж до конца XVIII века. По разным свидетельствам, первая вспышка забрала (1347-1353) от 30 до 50 процентов населения континента. Далее пандемия чумы возвращалась каждые 10-15 лет в разных европейских странах.

Как писал арабский историк Ибн аль-Варди, который и сам стал жертвой болезни, родиной чумы были "Земли тьмы", в которых болезнь вспыхнула на 15 лет раньше, чем в Европе. Он соотносил появление инфекции и возвращением арабских купцов из Крыма.

Современные же ученые предполагают, что возбудителя чумной палочки привозили по торговым путям из Центральной Азии или с Западного Урала. Исследования опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences.

К таким выводам пришли в результате изучения исторических и археологических данных, а также изучения пяти геномов возбудителя болезни, найденных в останках средневековых европейцев.

Подорожание почти на 40%: украинцев ожидает "сюрприз" в платежках Украинские пенсионеры получат по 500 гривен "бонуса": кто в списке "летних" счастливчиков Поймали на улице и принудительно увезли в ТЦК: украинцам рассказали, как себя вести В Украине готовится революция в жилищной сфере

Чтобы прояснить этот вопрос, исследователи из Норвегии, Франции, Италии и Великобритании под руководством Нильса Стенсета из университета Осло изучили пять геномов чумной палочки, которые они обнаружили в захоронениях середины XIV века во Франции, Бельгии, Нидерландах и Норвегии.

Известно, что чума передается от грызунов к человеку, а одним из переносчиков инфекции являются крысиные блохи. Животные являются естественным резервуаром чумной палочки Yersinia pestis.

Ученые выдвинули две гипотезы о том, как и где возбудитель болезни мог сохраниться такое долгое время.

1.После того, как чумная палочка попала в Европу, она сохранялась в одном или нескольких резервуарах в Западной Европе, и периодически провоцировала вспышки болезни.

2 Чумную палочку периодически привозили в Западную Европу из Восточной или из Центральной Азии.

Ученые пришли к выводу, что Y.pestis периодически приезжала в Западную Европу, по торговым путям, вместе с товарами.

Два генома чумной палочки, обнаруженные в захоронении в Нидерландах, оказались генетически похожи на геномы бактерий, найденных в останках жертвы чумы в Лондоне и в Булгаре. В обоих городах вспышки чумы случились в начале 1360-х годов.

Что касается аналогичного штамма Y.pestis из Лондона, она могла приехать вместе с пушниной из Великого Новгорода или Булгара. Оба эти города в средние века были центрами по торговле мехами.

Еще одним маршрутом, по которому чумная палочка могла оказаться в Европе, был торговый путь из того же Булгара в черноморскую Каффу (ныне Феодосия), а оттуда — в страны Южной Европы.

Также вероятно, что пушниной булгарские купцы торговали и со странами Центральной Азии, в которых возбудитель чумы встречается и сегодня. А из Азии чума неоднократно могла попадать в Европу.

Напомним, крыс уличили в распространении нового заболевания.

Как сообщал портал "Знай.ua", эти смертоносные болезни поражали наших предков.

Также "Знай.ua" писал, изменения в климате вызовут Черную смерть.