Традиция откладывать цветные яйца появилась еще среди пернатых динозавров. Такое заявление сделали учные в статье в журнале Nature.

Данное открытие резко меняет все представления об эволюции яиц. Почти два столетия орнитологи считали, что разные линии предков современных птиц несколько раз "изобрели" эту форму защиты своего потомства независимо друг от друга.

Теперь научное сообщество предполагает, что она появилась примерно тогда же, когда динозавры начали высиживать яйца.

У современных птиц встречаются яйца самых разных оттенков, но и чисто белые – далеко не редкость. Белого цвета и яйца, которые откладывают все современные рептилии; считается, что так было и в древности, а окраска стала появляться у их потомков значительно позже.

Пенсионерам от 60 лет и семьям готовят новую помощь: выплатят по 10 800 грн одним платежом Молиться на индексацию не придется: украинцам подсказали, как увеличить пенсию В Украине вводят новый вид аренды: повезет тем, кто снимает жилье Украинцам помогут выжить: выплатят по 3600 грн на каждого члена семьи

Окаменелые яйца динозавров, которые находят сегодня, обычно темно-бурые, но этот цвет они приобрели в процессе фоссилизации и закрепления частиц ржавчины, оксидов железа.

Очень необычными на этом фоне оказались яйца поздних овирапторов Heyuannia huangi. Эти пернатые динозавры были похожи на некрупных страусов, жили около 66 млн лет назад. Их яйца были обнаружены в Китае – отчетливо сине-зеленые.

Была ли такой их исходная окраска, или цвет они получили также в ходе фоссилизации и наполнения каким-то минералом? Чтобы выяснить это, йельские палеонтологи обратили внимание на голубые яйца современных птиц, таких как зарянки или некоторые страусы.

Сине-зеленую окраску им придает пигмент биливердин, часто – в сочетании с красно-коричневым протопорфирином.

Чтобы выяснить, сохранились ли в яйцах динозавров следы этих пигментов, ученые исследовали их с помощью масс-спектрометрии. В статье, опубликованной журналом PeerJ, они сообщают о такой находке.

Находка американских ученых усиливает эволюционную связь между овирапторами и сегодняшними страусами. Судя по всему, вымершие динозавры, как и страусы, делали кладки в большие гнезда на земле, а самцы бдительно охраняли потомство. Голубая окраска скорлупы могла помогать им следить за гнездом и ориентироваться, а также поддерживать в яйце температуру, оптимальную для развития потомства.

Напомним, ученые наткнулись на древнейшего смертоносного ящера нашей планеты.

Как ранее сообщал "Знай.ua", на севере Китая во Внутренней Монголии археологи обнаружили окаменелые останки динозавра.

Также "Знай.ua" писал, на юге Германии исследователи обнаружили уникальный хорошо сохранившийся скелет плотоядной рыбы, которая обитала на Земле около 150 миллионов лет назад.