Государство на Руси подчинялось тем же социальным законам развития, что и другие страны. А поэтому рабы представляли собой обычное явление на землях Древней Руси.

Из истории известны такие термины как холопы, смерды, челядь. Все они имели то или иное отношение к рабству, то есть подневольному труду.

Но на Руси, в отличае от многих других стран, невольник мог со временем стать полноправным членом общества, и даже взять в жены местную девушку. Но с таким же успехом можно было угодить на жертвенный алтарь, своей смертью добывая для хозяев удачу в бою и обильный урожай на полях.

В древности славяне, будучи язычниками, вели себя чрезвычайно воинственно и часто совершали набеги на соседние территории. В случае успешного похода захватывали много пленных. Их делали рабами или челядинами.

Популярные статьи сейчас
Пенсионеров заставят вернуть часть выплат государству Приятная неожиданность: в Украине начали снижаться цены на некоторые овощи Изменения в правилах обмена валюты: заначка может превратиться в разочарование Украинцев предупредили о трех месяцах без пенсии: у кого будут проблемы с ПФУ
Показать еще

Такие люди не имели никаких прав; их могли купить и продать. Начиная с IX века, всё зависимое население начали называть челядью. В этот разряд попали и те лица, которые отрабатывали ссуду.

Если на Руси кого-то хотели оскорбить или обидеть, то говорили: "Ты как разговариваешь со мной, холоп!"

Данный термин вошёл в обиход в XI веке. По правовым нормам Древней Руси холоп являлся не субъектом, а объектом. Грубо говоря, он приравнивался к скотине, дворовым постройкам, предметам домашнего обихода. За убийство чужого холопа полагался штраф, как за убийство чужого коня или за порчу чужого дорогого кафтана. А если хозяин убивал своего холопа, то не нёс никакого наказания, так как со своей собственностью он мог делать абсолютно все.

Отсюда видно, что холопы являлись настоящими рабами, а это доказывает, что рабство на Руси было обыденным явлением.

Как уже говорилось выше, приносить в жертву богам раба это было обычное явление. Так соломенное чучело, которое разрывают на части или сжигают во время "проводов весны" – это не что иное, как отголосок обычая ритуального жертвоприношения. Но в давно минувшую эпоху место чучела занимал живой человек.

Его смерть по мнению древних славян помогала задобрить богов.

Материалом для ритуальных жертвоприношений зачастую становились пленники, захваченные славянами в ходе удачных военных походов. Многие несчастные отправлялись на жертвенный алтарь сразу же после сражения.

Известно, что, по окончанию битвы князя Святослава с греками при Доростоле (971 год) для проведения погребального обряда собственных погибших воинов умертвили множество пленных. Лев Диакон, писавший об этих событиях, утверждал, что для обряда использовались женщины, мужчины и дети.

Уцелевшие полоняне могли надеяться на возвращение в родные земли. У славян существовала традиция отпускать рабов, получая выкуп. Такой исход считался наиболее благоприятным, так как был эффективной и приемлемой формой обогащения. Римская и византийская элиты пользовались такой возможностью, предлагая славянам за сородичей порой внушительные суммы.

Главной целью славян оставалась награда за рабов, не попавших по жребию на жертвенный алтарь.

Рабы стали чаще оставаться трудиться у нового господина после образования больших княжеских дворов. Но даже оставшись работать на чужбине, без прав и имущества, рабы имели реальную перспективу обрести свободу.

Следует отметить, что рабами могли стать не только пленники, но также преступники, обнищавшие крестьяне, беглые закупы (крестьяне, взявшие ссуду).
Торговля людьми приносила прибыль, поэтому славяне продолжали совершать военные походы, захватывая в том числе живой товар.

В среднем киевская цена мужчины - 45-90 граммам золота, а вот женщины были значительно дешевле – их стоимость была ниже на 50-70 %, за старика или ребенка давали не более 10 граммов золота. Это связано с тем, что здоровый мужчина сможет работать дольше и больше.

На константинопольском рабовладельческом рынке цена на живой товар увеличивалась вдвое, так же дело обстояло в средиземноморских мегаполисах, специализирующихся на работорговле.

Хотя работорговля и являлась делом прибыльным, она не стала одним из значимых направлений экономики в Древнерусском государстве.

Купцы экспортировали в основном традиционные товары: соболей, олово, воск и "некоторое число рабов". Такое свидетельство путешественника Мухаммеда Ибн Хаукаля подтверждает, что работорговля на Руси большого развития не получила.

Об этом также свидетельствует отсутствие специализированных рынков. Живой товар везли в Константинополь, Булгарию или Крым, где торговля людьми осуществлялась гораздо более оживленно.

Напомним, интимные традиции времен Киевской Руси.

Как сообщал портал "Знай.ua", эти хвори на Руси считали позором.

Также "Знай.ua" писал, как дерево гвоздики спасло целую империю.