20 июня 1768-го гайдамацкие отряды Максима Зализняка и Ивана Гонты начали решающий штурм Умани. Так началось событие, которое назовут "Уманской резней".
Подпишись на наш Viber: новости, юмор и развлечения!
ПодписатьсяВ 1768 году началось большое восстание казаков-гайдамаков и украинского крестьянства против польской шляхты, названное Колиивщиной.
Тогда Умань принадлежала магнату Францишек Потоцкому и считалась крупным торговым пунктом. Через Умань проходили торговые пути на Молдову и Османскую империю, она была хорошо укреплена. Город имел свою крепость, которую естественным рвом окружала река Уманка.
Против гайдамаков были выставлены части польской регулярной армии, 300 драгун, 1 тысяча надворных казаков под командованием польского полковника Обуха и сотников Ивана Гонты и Дашка. Также перед наступлением повстанцев на город его усилили 800 солдат Барской конфедерации и 500 надворных казаков сотника Уласенка.
Военачальник Умани Рафал Младанович послал против Зализняка лучшие отряды во главе с сотником Иваном Ґонтою. Однако он просчитался – Гонта перешел на сторону гайдамацкого вожака. Соединенные силы повстанцев вырезали польский лагерь в Грековому лесу и пошли на Умань.
На глазах поляков, которые наблюдали за всем с городских стен, Гонта и Зализняк выехали перед повстанцев и дружно поздоровались. Младанович испугался этого настолько, что не смог отдавать приказы. Защита Умани взял на себя инженер Шафранский и капитан гарнизона Ленарт.
Повстанцы быстро осадили город. Гонта с белой хоруговкою вызвал Младановича на переговоры, тот согласился и приказал впустить Гонта. Но польские старшины бросились с оружием на сотника, чтобы его убить. Началась борьба. К открытой ворот вскочило больше повстанцев, а за ними вошли и главные силы гайдамак.
Повстанцы ворвались в город и стали убивать горожан. Гонта и Зализняк не могут их остановить. По воспоминаниям очевидцев, весь город превратился в кровавую бойню.
"В Умани посесорів с женщинами и детьми и всякой другой шляхты погибло до 5 тысяч, а также жидов, которые съехались туда из других городов и сел до 7 тысяч", - так описывает те события польский чиновник Квяткевіч в письме к Потоцкому 28 июня 1768-го.
Многие поляки сохранили жизнь благодаря тому, что были знакомы с Ґонтою. Хоть сотник и ненавидел польское господство на Правобережье, однако пытался спасти женщин и детей от жестокой расправы.