Именем выдающегося украинском Леся Курбаса назван театр во Львове, а в столице Украины - просперкт. Деятельность Курбаса изучают в школах и университетах. Его имя известно далеко за пределами нашей батькувщины.

А если вдуматься: в Леся Курбаса всегда был выбор - кем стать и в чью культуру работать. Он выбрал украинскую во время, когда это было модно. Курбас объединил обе части Украины, западную и восточную, ведь известная его деятельность связана с Харьковом. Сегодня этим деятелем гордится вся Украина.

31 марта 1922 в Киеве режиссер и драматург Лесь Курбас создал студию-театр "Березиль", которая стала флагманом модернизма в украинском театральном искусстве.
Название театра символическая, потому древнеукраинском языке означает март - слово "березиль" взяты из языческого славянского календаря.

Курбас видел в этом слове символический смысл - начало весны, начало нового искусства. И Лесь Курбас, и новое украинское искусство молодежи полны энтузиазма. Отгремела Гражданская война, и даже в разрухе стоит создавать культуру, потому что за зимой всегда идет весна, считал драматург.

Популярные статьи сейчас
Мобилизацию в Украине усилят: ТЦК заставят работать эффективнее Доллары можно продавать? Что будет с курсом в Украине после прихода Трампа  Налоговая проверяет украинцев за границей: что уже известно Изменения в правилах обмена валюты: заначка может превратиться в разочарование
Показать еще

Четыре года "Березиль" работал в Киеве, а в 1926 году как лучший театр республики переехал в тогдашней столице советской Украины - Харькова, где 16 октября открыл первый сезон премьерой спектакля "Золотое брюхо".

Актори “Березоля”

Творческие методы "Березиля" подвергшихся воздействию европейского модернизма. Курбас считал, что театр не имеет просто отражать повседневную жизнь, а должен формировать жизненные принципы. Как творческое объединение, "Березиль" имел 6 актерских студий в Киеве, Белой Церкви, Умани и Одессе, "режиссерскую лабораторию" (режлаб), мюзик-холл.

Лесь Курбас предложил Украинский новый театр, который назвал философским. Этот театр заставлял думать - и это в условиях, когда "советские" победители давали народу красивую картинку, призывая верить в нее.

Стоит вспомнить и условия, в которых в то время развивалось искусство. В Германии, Австрии и других странах бушевал экспрессионизм. Деформированные, специально подчеркнуты черты, гипертрофированный грим, игра, где сочетаются трагизм и гротеск. "Березиль" взял все это на вооружение, сочетая игру и литературу. Спектакли Курбаса вызвали литературную дискуссию 20-х годов, к которой многие присоединился.

"Березиль" ставил буквально все, делая акцент и на репертуаре театра корифеев, и на популярных пьесах 20-х годов, и на классике: Шекспир, Мольер, Тарас Шевченко. Новый театр не боялся брать темы, которые выдвигал время. Активно привлекается драматургия экспрессиониста Николая Кулиша, трагедии: голод в деревне; разрыв между идеалами и действительностью, гордиев узел мечты и реальности.

Тема дитинд и убийства раскрывается в чрезвычайной пьесе "Маклена Грасса". Спектакль создан по реальным событиям, просто по горячим следам.

И рядом с ней - менее болезненная классика XIX века. Со сцены не сходит "Украденное счастье" Ивана Франко. Этот спектакль сочетала новое прочтением известного произведения и одновременно классическую постановку.

"Березиль" не опускался до примитивного уровня, он вел публику за собой, смело и одновременно доступно ставя элитарные произведения. Даже если цензура требовала революционных тем, Курбас ставил не примитивным агитки, а классические произведения. Например, на тему крестьянской войны он поставил пьесу Проспера Мериме "Жакерия".

В 1930 году "Березиль" поставил смелую пьесу Николая Кулиша "97", в которой говорится о трагедии украинского села.
Центральной темой спектакля голод. Здесь нужно вспомнить, что Голодомор фактически начался не в 1932 году, а раньше, а последствия уже были вопиющие в 1932 - 33-м.
Спектакль "97" была и как предупреждение, и как свидетельство того, что видели другие - кто хотел видеть. В Харькове знали о трагедии голода.

Конечно, такая деятельность Курбаса не могла понравиться власти. До определенного периода ему дали фору, но в 30-х посыпались обвинения в буржуазности, формализме, национализме и других "измах". А слово "экспрессионизм" стало тогда почти ругательством.

В 1933 году Курбас потавив спектакль "Маклену Грасса". По сюжету, польский девочка застреливает банкрота - по его же желанию. Условия: он расплатится с ней, чтобы убогая семья Маклены не умерла от голода.

И хотя описываемая в пьесе Польша, казалось бы, никаким боком не касалась постреволюционной Украине, но премьеру этого спектакля посетили чекисты - и приняли "Березиль" на заметку.

В том же году застрелился Николай Волновой. Лесь Курбас пошел на его похороны, но просто на улице режиссера схватили и арестовали.

После допросов отправили этапом, в 1934 году присудили пять лет. Послали на восстановление Беломорско-Балтийского канала. Этот канал - трагический в судьбе многих, потому что людям элементарно не давали орудий, и они пробивали бетон голыми руками.

Художника, интеллектуала унижали тюрьмой и нечеловеческими условиями труда. Далее были Соловки. В 1937 году его расстреляли в карельском урочище Сандармох вместе, как и Николая Зерова и других. И только в настоящее время выяснилось, что и Николай Кулиш, и Лесь Курбас были в одном расстрельном списке - № 177 и 178.

Реабилитировали режиссера в 1957 году. Но к 1989 года Леся Курбас.

Напомним, Лесь Курбас родился 132 года назад, 25 февраля в семье актеров на Львовщине. Курбаса считают основателем нового украинского театра.

Как сообщал портал Знай.ua украинцам напомнили о "расстрелянном возрождении"

Также Знай.ua писал Лесь Курбас родился в один день с Лесей Украикой – 25 февраля исполнилось 148 лет со дня рождения великой украинской поэтессы.