20 ноября 1805 года, 213 лет назад впервые прозвучала единственная опера великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена "Фиделио".

Бетховен писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, балет, музыку к драматические спектакли, хоровые произведения. Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.

В 1800-х годах Бетховен теряет слух. Через глухоту он отделяется от мира, теряет звуковое восприятие, становится угрюмым, замкнутым. Именно в эти годы композитор одно за другим создает свои самые известные произведения. В эти же годы композитор работает над оперой "Фиделио", которая относится к жанру опер "ужасов и спасения". Это своеобразный музыкальный протест против любых проявлений тирании, блестящая ода справедливости.

Сюжет оперы прост и романтичен. Главная героиня - Леонора, которая под видом юноши Фиделио проникает в тюрьму и вызволяет оттуда любимого супруга - бесстрашного тираноборця Флорестана.

Незадолго до смерти, Бетховен подарил партитуру своей единственной оперы близкому другу и биографу Антону Шиндлеру.

"Из всех моих детищ - это произведение стоило мне при его рождении крупнейших мучений, позже доставил наибольшее огорчение и поэтому он мне дороже всех других", - сказал однажды умирающий композитор.

Популярные статьи сейчас
Только $100 в месяц: адвокаты берутся защитить уклонистов от ТЦК, можно оформить подписку В Украине усилят мобилизацию и укрепят города: к чему следует готовиться 1000 гривен от государства: как получить помощь пенсионерам Всех мужчин заставят установить "Резерв+": какие изменения ожидают мобилизацию
Показать еще

Впервые единственная опера Людвига ван Бетховена прозвучала в обстановке военного времени спустя неделю после вступления в Вену оккупационных войск Наполеона.

А.-Л. Жироде "Наполеон принимает ключи от Вены"
А.-Л. Жироде "Наполеон принимает ключи от Вены"

30 октября 1805 года армии Наполеона перешли границу Австрии. С той техникой, которая у него была, его армии потратили недели, чтобы достичь незащищенной Вены. Но когда они его в конце концов захватили, Наполеон устроил свою штаб-квартиру в Шенбруннському дворце и отдал приказ своим солдатам вести себя с жителями корректно. Проявлением этой "корректности" было посещение розквартированими в Вене французскими офицерами премьеры "Фиделио", которая состоялась 20 ноября в "Театер-ан-дер-Он". Сам Наполеон, похоже, ничего не знал об этом важном событии - во всяком случае, ему нравилась более легкая музыка.

Героическая опера, одно из величайших творений мирового музыкального театра, в своем первом исполнении успеха не имела. Театр на премьере был полупустой, и исполнение провалилось.

После двух повторений опера была снята с репертуара - как впоследствии оказалось, временно.

В марте следующего года, после того как Бетховена, несмотря на его резкое сопротивление, удалось склонить сделать некоторые сокращения и кое-что изменить, опера вновь была поставлена. Но и на этот раз ее ждал провал. Еще одна попытка поставить "Фиделио" была сделана в следующем сезоне. Но опера, как и большая часть бетховенской "тяжелой" музыки, привлекла лишь тех, кто мог позволить себе купить билеты на хорошие места. Композитор с возмущением забрал партитуру из театра и кардинально переработал ее в 1814 году. Тогда, с большой Шредер - Деврієнт в главной роли, она наконец имела успех.

Опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге под управлением известного немецкого композитора Вебера, а затем и в Берлине.